Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях современной действительности, когда общество ориентировано на воспитание успешной личности, все больше внимания уделяется раннему развитию. И в данном направле-нии важной темой является обучение детей рассказыванию, в частности по картинке, чему по-священо множество психологических и педагогических исследований.
В старшем дошкольном возрасте умение рассказывать выступает одним из основных критериев при психологическом обследовании готовности ребенка к школе, что обостряет актуальность задачи.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Проблема развития умения рассказывать у дошкольников нашла отражение в трудах таких из-вестных педагогов, как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина. За-кономерности речевого развития дошкольников изучались психологами А.Н. Гвоздевым, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым и др. Вопросы развития связной речи детей до-школьного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А Ладыженской, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др.
При обучении детей рассказыванию по картинке учитываются главные возрастные особенности: пластичность и обучаемость дошкольника, наглядность подаваемого материала, обучение навыкам систематизации, анализа и синтеза знаний.
Несмотря на множество проведенных исследований данной темы в педагогике и психологии остается ряд вопросов, на которые важно найти ответы.
Проблемой исследования является поиск оптимальной педагогической технологии применения картинок в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста умению рассказывать.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить дей-ственность применения наглядного материала при обучении старших дошкольников рассказы-ванию, как основной составляющей связной речи.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать умения, раскрывающие понятие рассказывание детей старшего дошколь-ного возраста.
3. Установить критерии, показатели и уровни развития связной речи старших дошкольников.
4. Разработать педагогическую технологию по обучению рассказываю у детей старшего до-школьного возраста с использованием картинок.
Гипотеза: Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если будут:
• определены речевые умения, необходимые для развития рассказывания дошкольников;
• выявлены показатели уровней развития связной речи детей старшего дошкольного воз-раста
• подобрана программа формирования умения рассказывать для детей старшего до-школьного возраста посредством картинок.
Методы:
• изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследо-вания;
• наблюдения за детьми на занятиях по развитию речи, в самостоятельной деятельности;
• педагогический эксперимент;
• тестирование (диагностическое обследование) детей, анкетирование педагогов и детей;
• анализ продуктов творческой деятельности.
Теоретико-методологическая база исследования. Методологической и теоретической базой ис-следования являются психолого-педагогические концепции развития речи детей (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.И. Яшина, О.С. Ушакова и др.), теории об особенностях психического развития старших дошкольников (Д.Б. Эльконин, А.М. Леушина, Л.С. Выготский, О.М. Дъяченко, А.В. За-порожец, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков и др.).
Полученные в ходе исследования педагогические выводы и обобщения могу явиться основой для дальнейшей экспериментальной работы в исследуемой области, а выявленные показатели и критерии оценки способности и условия ее становления открывают новые возможности в об-ласти обучения рассказыванию, совершенствования связной речи будущего школьника. Практи-ческая значимость исследования определяется тем, что указанные методы речевого развития разработаны и апробированы в практике работы дошкольного учреждения.
Базой исследования является МОУ детский сад № ?????????
Глава 1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного воз-раста
Потребность детей рассказывать очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в диалог, помогает общаться среди людей. Про-цесс этот сопровождается наивысшей активностью интеллектуальных и эмоциональных сил. По-этому вопрос о развитии процесса рассказывания у дошкольников сегодня особенно актуален.
Рассказ - это самостоятельное развернутое изложение ребёнком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение или контаминация). Здесь допускается (с лингвистической точки зрения) терминологическая неточность, поскольку рассказом мы можем назвать только повествование. В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи: 1) по игрушкам и предметам, 2) по картине, 3) из опыта, 4) творче-ские рассказы [1].
Рассказ сравнительно с пересказом более сложный вид связной речи, поскольку создание ново-го текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения. Развитие связной речи детей осуществляется, прежде всего, при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания.
Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры, телефоны вместо живой бабушкиной сказки - аудиоза-писи или видеофильмы. Огромный речевой поток захватывает пытливые умы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет.
Обучение рассказыванию - это развитие монологической речи. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие являются основой формирования монологической речи, а значит фунда-ментом становления детских рассказов.
Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и за-стенчивость, развивает уверенность в своих силах. Понятие рассказывание характеризуется как развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, после-довательно и точно, грамматически правильно и образно.
Для рассматриваемой проблемы важны исследования, в которых были разработаны основы ме-тодики развития связной речи у детей дошкольного возраста, определены виды детского расска-зывания, последовательность обучения им, приемы, условия, способствующие эффективности обучения (А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др.).
Цель «первоначального наглядного обучения» К.Д. Ушинский видел в овладении «даром сло-ва». Под «даром слова» он понимал умение, верно, выражать в словах свои мысли, наблюдения. С этой целью необходимо упражнять детей в «наблюдательности, логичности».
Основой для развития речи и составления рассказов, последовательных во времени, К.Д. Ушин-ский считал предметное и природное окружение, картины и игрушки. Он отмечал, что дети должны быть самостоятельны в обучении. Самостоятельность должна проявиться в умении ре-бенка выразить своими словами, понятно для окружающих собственные самостоятельные мыс-ли. По этой причине К.Д. Ушинский так характеризует рассказывание прочитанного своими сло-вами: это «весьма плохое упражнение дара слова», так как оно обогащает только ум, но соб-ственная способность дара слова может остаться совершенно не развитой [29]. Овладение мо-нологической речью, а именно процессом рассказывания, построением развернутых связных
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку до-школьников. М.: Академия, 1998. 400 с.
2. Бородич А.М. «Методика развития речи детей». М., 1981. 235 с.
3. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использо-ванием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. СПб., «Детство-Пресс», 2000.
4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988.
5. Гризик И.В. Обучение детей описанию предметов // Дошкольное воспитание. 1989. № 5.
6. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Тесты для подготовки ребенка к школе. Для детей 6-8 лет. Спб: «Издательский дом» Нева; М.: «ОЛМА ЭКСПРЕСС», 2001. 192 с.
7. Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает?», Москва, «Знание», 1994.
8. Занятие по развитию речи в детском саду/ Под. ред. Ушаковой О.С. - М.: Просвеще-ние,1981.
9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Издательский центр «Акаде-мия», 2000.
10. Кондратьева Н., Сомкова О. Как использовать модель для речевого творчества // До-школьное воспитание. 1991. №10. с. 52.
11. Короткова, Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. М.: Просвещение, 1978.
12. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с наруше-ниями речи ⁄ Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. М.: Секачев В.Ю., Институт общегуманитарных исследова-ний, 2002.
13. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И.и др. Развитие речи детей дошкольного воз-раста // под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1984 223 с.
14. Пеньевская Л.А. Рассказывание детей как средство обучения связной речи // Известия АПН РСФСР. 1948. № 16.
15. Развитие речи детей дошкольного возраста./ Под ред. Сохина, Ф. А. М.: Просвеще-ние,1984.
16. Соломенникова Л. Об использовании наглядности для формирования связной монологи-ческой речи.// Дошкольное воспитание. 1999. №4. с. 54-59.
17. Страунинг А. Моделирование маленькими человечками. Дошкольное воспитание. 1998. №3. с.33.
18. Сомкова О.Н. Как использовать модель для развития речевого творчества/ О.Н. Сомкова, Н.Н.Кондратьева// Дошкольное воспитание. 1991. № 10.
19. Семенова Н.В. Обучение высказываниям типа рассуждений детей седьмого года жизни: дис.... канд. пед. наук. М., 2001.
20. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. Москва, Академия, 2006.
21. Сидорчук Т.А. и Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. М. Издательство ГНОМ и Д, 2000, 25 с.
22. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение,1981.
23. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов.// Дошкольное воспитание. 1990. №10. с.16.
24. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. М.: Гном и Д. 2001.
25. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. М., 2001, 268 с.
26. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.: Т.Ц. Сфера, 2002.
27. Урунтаева Г.А.., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной педагогике для студ. Высш. И сред. Спец. Учеб. Заведений, стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 304 с.
28. Ушакова О.С. Методика выявления уровня речевого развития старшего дошкольного возраста/ «Дошкольное воспитание» 1989. №9.
29. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1968. с. 205.
30. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с ил-люстрациями. Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1997. - 80 с.
31. Шустерман, З. Г. Новые приключения Колобка или Наука думать для больших и малень-ких. М.: Педагогика-Пресс, 1993.
32. Эльконин Д.Б. Развитие речи. М., 1958.